"Рефрейминг" - слово, пришедшее к нам из Англии. Дословно его можно перевести как "перемена рамы у картины" или "перемена картины в той же раме". Но это дословно, а если вдуматься, то рефрейминг означает поиск иного смысла или толкования, способность увидеть явление в другом свете. По своей сути рефрейминг – это иная версия действительности. Термином "рефрейминг" обозначают изменение эмоционального отношения к предмету, событию или какой-то проблеме. Рефрейминг происходит, если меняется словесное оформление этих самых событий, проблем и предметов. При этом их сущность остается прежней.
Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. К примеру, разве имеет сам по себе какой-то смысл проливной дождь? Плохо, когда он застал Вас в чистом поле без зонта; ещё хуже, если Вы и без того простужены; но проливной дождь просто необходим для будущего урожая, если была долгая засуха, и дважды хорошо, если этот урожай ждут там, где постоянная засуха.
Рефрейминг часто называют искусством изменения точки зрения, трактовки фактов, переформулирования. Нехитрые приемы рефрейминга помогают избавиться от сдерживающих традиций мышления. Например, в конфликтных ситуациях даже однократное применение рефрейминга приносит куда больше пользы, чем самые красноречивые многочасовые доводы.
Образцов рефрейминга можно найти сколько угодно. Взять к примеру наши сказки.Ведь они с самого детства дают нам понять, каким образом происходит изменение всякого первоначального смысла. То, что казалось отталкивающим, негативным, обременительным, – обращается в счастье. Утенок был гадким, а вырос прекрасным лебедем. Лягушка скинула шкуру и обратилась в красную девицу. Иван, который в общем то дурак и далёк от умственного совершенства, в конечном итоге получает всё, о чём только можно мечтать.
А если посмотреть на анекдоты, которые в большинстве своём похожи друг на друга, как две капли воды? Описываются ситуации, события или явления, которые затем неожиданно помещаются в другие обстоятельства или же на них внезапно смотрят с другой точки зрения.
Есть ещё такие ребята, как "народные целители", которые постоянно кого-то старательно заговаривают. При этом используется вышеупомянутая техника. Ведь что такое заговор? Не что иное, как метод наведения транса через искусственные, несуществующие и устаревшие слова. Дальнейшее же использование трансового состояния ведется в заговорах через образное трансформирование отношения человека к его проблеме. Например, необходимые деньги могут быть представлены в виде колосьев пшеницы, которые, чтобы купюры – "зерна" – появились, требуется только "полить" внушаемой уверенностью в себе. Но, применяется ли рефрейминг без наведения транса или является составной частью любого другого трансового воздействия, его суть остается неизменной.
Существует два основных вида рефрейминга – рефрейминг контекста ("перемена рамы у картины") и рефрейминг содержания ("перемена картины в той же раме"). При этом под картинами подразумеваются факты, события, процессы, а под рамами – эмоции, которыми мы их сопровождаем, и критерии, по которым их оцениваем.
Рефрейминг содержания (смысла). Его используют, если возникает проблема, описываемая формулой “Когда совершается "А", я ощущаю "Б"”. "А" – это событие, имеющее для человека негативный смысл,"Б" – негативное отношение к этому событию. Проблема берёт своё начало в событии "А". Значит, именно здесь нужно искать положительный смысл. Это автоматически повлияет на отношение к событию.
К примеру, есть люди, которых раздражает повторять одно и то же по нескольку раз: "Когда мне приходится повторять что-то по нескольку раз, я начинаю раздражаться". Изменим смысл повторений: "Это же замечательно: чем больше вы будете повторять, тем лучше усвоится информация, и вы будете уверены, что человек вас понял на сто процентов!" Такое толкование, действительно помогает от раздражения в данном случае."Ну вот, мне задержат зарплату и я не смогу пригласить на день рожденья всех тех, кого хотел". А ответ например такой: - "Ну и отлично! Значит на твоём дне рожденье будут только по-настоящему близкие и дорогие тебе люди, а значит будет больше повода для искренних бесед и тостов".
Чтобы перевернуть подобные проблемы, следует задать себе несколько простых и в то же время важных вопросов: "Что еще это могло бы означать?", "Что позитивного в этом можно найти?", "В качестве чего еще можно представить это поведение?".
Очень значимое место рефреймингу содержания отводится в рекламе и торговле. Любая реклама показывает, как можно мгновенно сменить смысл применения товара. Вы пользуетесь этим средством для мытья посуды – значит, можно позавидовать Вашему умению экономить. Пьете это пиво – это говорит о Вашей мужественности. Предпочитаете этот йогурт – заботитесь о своем здоровье.
Рефрейминг контекста. Любой тип поведения будет казаться уместным, естественным и нужным в подобающих условиях. Появись Вы летом на лыжах в центре города, Вас немедленно задержат и направят на медицинское обследование; зимой же на горнолыжной трассе на Вас посмотрят как на "странного", если Вы будете без лыж. Применение рефрейминга контекста помогает разрешать проблемы типа: “Кто-то чересчур (слишком, чрезмерно, излишне) "А"”. Под "А" подразумевается некое отрицательное свойство. Найти другой контекст поможет вопрос: "Когда, при каких обстоятельствах, с какой точки зрения это поведение (поступок, мышление) было бы положительным (уместным, полезным)?" Ответив на такой вопрос, можно предложить новый взгляд на вещи, начав со слова "зато…"
Когда кто-то жалуется, что он слишком резок, вспыльчив, несдержан – можно ответить, что зато он отличается чистосердечностью и откровенностью. Можно сетовать, что закончился дезодорант, но ведь зато теперь из пустого баллончика можно что-то смастерить для домашних нужд… Немного изменив формулировку задаваемого себе вопроса ("Когда, при каких условиях это было бы смешным?"), мы можем получить совершенно другие (не менее полезные) результаты.
Наверняка Вы в детстве, сами того не осознавая, применяли рефрейминг контекста. Например, слыша какое-нибудь задевающее Вас замечание сверстника, как бы продолжали сказанную им фразу: "…– раздался голос из помойки". А в ответ на оскорбление (типа "Козлина!") отвечали: "Приятно познакомиться. А меня зовут Петя!". Для психологической защиты - самое оно.
Кроме того, данный прием позволяет, подшучивая уже над собой, избавиться от многих комплексов и заморочек. У Вас кривые ноги? Зато в транспорте удобно, не упадешь – пошире их расставишь, и все, жизнь тут же становится проще. А вот прочитал в одной брошурке весёлое двустишье:
Хорошо тому живется, у кого одна нога:
и мошонка меньше трется, и не надо сапога.
Излюбленным приемом юмористов рефрейминг контекста стал из-за своей способности переворачивать смысл самой короткой фразы:
Назвался груздем – лечись дальше.
Одна голова – хорошо, а две – мутация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий