вторник, 2 марта 2010 г.

Типы восприятия

Сейчас, я хочу немного поговорить о типах восприятия человека. Все мы люди разные, и все мы по-своему прекрасные. Но у нас есть некоторые определённые черты, которые нас классифицируют. Мы можем разделяться по нескольким критериям, первый из которых, это типы восприятия.

Взгляните на человека, с которым вы чаще всего общаетесь. Как думаете, его можно каким-либо образом классифицировать? То есть определить, его манеры поведения и общения по каким-то определённым признакам. Да, он может быть близнецом или овном, а может быть агрессивным или снисходительным. Однако, одной из самых главных особенностей его мышления, это его тип восприятия мира, в котором он живёт. Таких типов восприятия всего три: визуалы, аудиалы и кинестетики. Разберём их немного по-подробнее, что бы у вас более не возникало сомнений, что порой вы заблуждаетесь при выборе слов и манеры поведения, общаясь с разными людьми.

Наиболее весомым фактором для быстрого присоединения к человеку, является доверие. Доверие при общении с другим человеком возникает по разным причинам, и одна из них - точно знать кем является ваш собеседник - визуалом, аудиалом или кинестетиком. Данная трактовка довольно упрощена. Естественно, никто не мыслит одними только образами. В каждом человеке есть смесь из этих трёх составляющих. Но доминирующая - той которая наиболее ему предпочтительна, всего одна. Итак, кто же ваш собеседник?

Визуал. Это, в первую очередь, означает, что ваш собеседник лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести. Говорят, что визуалов больше среди мужского населения, но этот факт достаточно спорный и его я утверждать не стану.

Человек визуального типа легко понимает, когда с ним общаются словами, присущими визуальному типу мышления. Это такие слова, как - увидеть, смотреть, взгляните, давайте посмотрим, рассмотрим, обратите внимание и другие описательные слова. В общем, когда вам говорят что-то и при этом используют всевозможные описательные термины и слова, знайте - вы говорите с визуалом.

Так же у визуалов есть определённые секреты в мимике лица, например в отводе глаз при разговоре. У визуальных людей, когда они что-то пытаются вспомнить(обращаются к образам из прошлого) взгляд направлен вверх-влево: - "Какую интересную презентацию показал мой коллега!". Когда их взгляд направлен вверх-вправо, они рисуют образы будущего: - "Интересно, как я буду смотреться с этим галстуком?" И есть ещё расфокусированный взгляд куда-то прямо и вдаль(обычно в таких случаях говорят, что задумались). Первый признак того, что перед вами задумавшийся визуал - это расфокусированный взгляд.

Помните так же, что для визуалов важна внешность, так как он оценивает именно визуальную опрятность собеседника, его умение хорошо выглядеть и подчёркивать это различными вещами. Но, как бы опрятно вы не говорили, если вы будете томным монотонным голосом бубнить что-то, без единого мимического изменения в лице, и стоять как вкопанный, у вас вряд ли получится донести нужную информацию до визуала.

Визуала (если он не ознакомлен с данной информацией) достаточно просто подловить на лжи или не искренности. Это можно сделать только в том случае, когда вы точно знаете, что человек напротив - визуал в большей степени. Допустим вы разговариваете о путешествии и очень хотите узнать, стоит ли в Париже посетить Лувр. А ваш собеседник утверждает, что он был в Париже. Тогда вы спрашиваете: - "А ты видел Лувр?" Он отвечает: - "Да, конечно, я видел Лувр. Как можно побывать в Париже и не посетить Лувр?" При это его глаза ответят за него. Если они будут направлены вверх-вправо, это верный признак того, что ваш собеседник лукавит. Он пытается нарисовать картину будущего, словно мысленно переносится в этот самый Лувр, хотя на самом деле там не был. Если же наоборот - вверх-влево, то он был там, так как пытается вспомнить некие образы из прошлого.

Таким образом можно сделать вывод, что для визуалов важна видимая часть нашего мира. При общении с ним лучше использовать описательные слова, особенно те, которые использует он сам. Жестикулируйте, рисуйте образы руками, применяйте все возможные инструменты мимики, следите за используемыми словами. Тогда общение с визуалом будет простым и продуктивным.


Аудиал. Эти ребята и девчата чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Они постоянно что-то шепчут себе под нос, бормочут, и проговаривают вслух. Это всего лишь ещё одна модель для решения проблем. Им не сильно важно что мы говорим. Зато очень важно, как мы говорим. Аудиалы приятно удивляются, когда их собеседник имеет в своём арсенале яркий и сочный голос, который схож с голосом аудиала. Здесь важно всё - тон, тембр, ритм, быстрота речи. Чем больше вы соответствуете конкретному аудиалу во всех этих параметрах, тем быстрее он воскликнет: - "Алилуя! Я могу довериться этому человеку!" Конечно данная фраза слишком утрирована, но сути она не меняет.

В речи аудиал использует такие словосочетания, как: - "Послушайте меня." "Почему вы разговариваете со мной таким тоном?" "Звучит заманчиво." Другими словами они обращаются к тону, к звуку, к речи, к тембру. Следите за этими характеристиками своего голоса и успех в общении с аудиалом вам обеспечен. Вообще у человека-аудиала речь размерная, неторопливая, ритмичная. Только вот степени у всех разные.

Если вы хотите вывести аудиала на чистую воду, следите и за его глазами тоже. Он как и визуал обращается к воспоминаниям прошлого и обрисовкой будущего. Только эти воспоминания связаны не с конкретными визуальными образами, а со звуковым восприятием мира. Он начнёт вспоминать не образ а звуковую составляющую этого образа. "Как же это он сказал....?" "Я помню в рассказе говорилось" "А его презентацию приятно было слушать." "Что ответить на этот довод?" "Интересно, а что он подумает, когда я расскажу ему о своих похождениях?" Таким образом глаза аудиала бегают то влево, то вправо. Когда влево, это говорит о том, что он вспоминает прошлое, а вправо - размышляет о будущем. А так же есть аналог визуального расфокусированного взгляда - взгляд вниз-влево. Когда аудиал направляет взгляд таким образом, он думает(переваривает сказанное). В этом случае лучше помолчать и подождать, пока он снова обратит на вас внимание, потому что он всё равно вас не услышит.

Аудиалы тоже любят картинки и иллюстрации. Но вот воспринимают их по-другому, нежели это делают визуалы. Думаю, вы уже поняли как.

Итак, аудиал - человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Используйте в общении с ним аудиальные слова, которые ему нравятся. Обращайте внимание на свою речь и старайтесь "выровнять" её по всем направлениям. Первое время это сложно, но ведь на то и есть практика, что бы научиться управлять своей речью.


Кинестетик. Кинестетики, это совершенно замечательные ребята, которым только и нужно, что всё потрогать, понюхать, полизать...кхм, кхм. Они в большей степени ориентируются на чувства и быстрее всего осознают доверие к собеседнику. Кинестетики - такие трогательные! Они, как дети хватают что попало, вертят, крутят, нажимают на кнопочки. Они тащатся от давки, потому что могут без последствий для себя потрогать понравившихся им людей, даже если те - аудиалы и визуалы. Какая разница! Ведь можно трогать! В диалоге с кинестетиком можно услышать следующие выражения: - "Удивительный спектакль!" "Такое чувство, будто на меня кто-то смотрит." "Улавливаешь суть вопроса?" "Не могу понять свои ощущения". "Истинное наслаждение!" И многие другие. Соответственно, что бы кинестетик почувствовал к вам доверие, пользуйтесь тем же правилом, что и при общении с аудиалом и с визуалом. А правило очень простое - наполните свою речь словами, выражающими чувства и эмоции. Старайтесь оперировать теми словами, которыми пользуется ваш кинестетик.

Пока кинестетик почувствует, какое решение он примет, пройдёт некоторое время. Это связано с тем, что он должен буквально нутром прочувствовать, что в данный момент поступает и говорит правильно. Может быть встречали в речах некоторых людей такие паузы типа э-э-э-э, м-м-м, ну-у-у? Это они прислушиваются к внутренним ощущениям, что бы в дальнейшем принять информацию или отклонить, а затем продолжают разговор. Они будто инстинктивно вылавливают суть вопроса. Так что при общении с ним, учтите его потребности эмоциональные и инстинктивные потребности. Кинестетик обязательно захочет к вам прикоснуться. Если вы знаете, что ваш собеседник - кинестетик, позвольте ему это сделать(от вас не убудет, а ему приятно, да и в контакт быстрей войдёте, если вам это, конечно же, надо). Есть мнение, что кинестетики сильно зависят от температуры окружающего пространство и они обязательно будут себя не комфортно чувствовать, если в комнате слишком тепло или прохладно.

Кинестетику тоже можно и нужно смотреть в глаза. То короткое время, когда кинестетик определяется со своими чувствами, его глаза направлены вниз-вправо.

С кинестетиками разобрались. Общайтесь с ними и не шарахайтесь, когда они пытаются дотронутся до вас. Ну вот не могут они без этого перейти на более высокую ступень общения, понять насколько данный человек им симпатичен. Многие кинестетики, когда говорят, что-то крутят в руках, теребят, поглаживают. Говорите с ними на понятном им языке и у вас всё получится.

Конечно же, как я уже говорил выше, не бывает людей воспринимающих информацию только лишь образами или звуками. Все три формы восприятия в разной степени присутствуют в каждом из нас. Но не каждый умеет переходить и в равной степени пользоваться этими формами восприятия. Лучшее, чего можно достичь владея подобной информацией и применяя её на практике, это стать универсалом. Только в этом случае вхождение в контакт с любым человеком превратится в игру, и перестанет быть тяжким бременем.

4 комментария:

  1. Класс!!! Отличная статья...

    ОтветитьУдалить
  2. да очень понравилось

    ОтветитьУдалить
  3. очень доступно объяснили, без лишней воды, спасибо, понравилось

    ОтветитьУдалить
  4. супер мне понравилась статья

    ОтветитьУдалить

В поисках психологии

Пользовательского поиска